Форум » » Нечаянная Радость » Ответить

Нечаянная Радость

Гость: Вроде икона Нечаянная Радость прославилась в 18 веке.A календаре РПСЦ она упоминается.Объясните.

Ответов - 4

Симеон: Мне неудобно навязываться в качестве эксперта по Богородичным иконам, но много лет назад довелось собрать некоторый материал об этом. В общем, о том, что происходило, я уже писал в ответе касательно иконы Богородицы Огневидной. Старообрядцами почитается довольно много икон, прославившихся после раскола, причем, судя по сохранившимся спискам, это почитание они перенимали в самое ближайшее время после прославления у новообрядцев. Очевидно, мысль была та, что чудеса от тех или иных икон Богородицы - это чудеса Самой Божией Матери, и естественная реакция христианина - благодарить за эти чудеса Бога и Пречистую. Это отношение проявилось уже в 17 веке, когда в России, и в том числе, в старообрядческой среде распространились книги о чудесах Богородицы явно западного происхождения - "Звезда Пресветлая", "Небо новое" и др. В старообрядческих цветниках 18 в. можно увидеть вклеенные гравюры украинской печати с теми или иными иконами, исполненными в итальянской манере. Мне приходилось встречать тексты о чудесах от новообрядческих икон, вклеенные даже в цветники бегунов-странников. Икона "Нечаянная радость" представляет собой иллюстрацию к книге митр. Димитрия Ростовского "Руно орошенное" (впрочем, он писал ее еще архимандритом). Книга эта вышла на Украине в конце 17 в. без имени автора, что облегчило ее доступ в старообрядческую среду. Книги тогдашней украинской печати вообще старообрядцами воспринимались с симпатией, п. ч. там нередко писалось "1сус" (как и поныне в укр. яз.), а Богородица называлась "Обрадованная". Именно в таком виде молитва "Богородице Дево" передана и в том сказании из "Руна орошенного", которое дало сюжет иконе "Нечаянная радость". С тех пор как с 1838 г. стали широко известны чудесные исцеления от иконы "Нечаянная радость" в церкви св. Николы в Хамовниках (Москва), московские и гуслицкие иконописцы стали писать многочисленные списки этой иконы по заказам старообрядцев. В это время вошло в обычай писать разные иконы Божией Матери на тот или иной случай жизни, как обет при молитве о каких-то нуждах. "Феодоровской" приписывалась помощь в родах, "Умягчение злых сердец"(Семистрельную) заказывали, например, от дурного глаза; "Взыскание погибших" - о приведении к покаянию беспутных детей, и т. п. Когда какой-то из этих икон не было древней службы, им служили молебны, особенно используя для этого те или иные каноны Богородице из Октая. Но в одном рукописном каноннике мне пришлось видеть в качестве канона "Богородице Нечаянной Радости" - канон 8-го гласа "В наведении печали". "Целевое использование" в народном обычае (который я никак не оцениваю, а просто описываю как факт народной религиозности) иконы "НР" мне в точности неизвестно, но по историям местных семей я замечаю, что в нашей местности ею весьма часто из поколения в поколение благословляли невест. Может быть, здесь играло роль совпадение ее празднования с днем Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы, и целью было опять-таки благополучное зачатие и рождение первенца. За содержание календаря РПСЦ я отвечать не могу; но думаю, что включить туда празднование "НР" еще с самых первых выпусков 1940-х годов, когда текст святцев выверял вл. Геронтий, побудило именно то, о чем я пишу - популярность этой иконы среди старообрядцев в то время.

Гость: Кстати, униаты на Зап.Украине читают Богородице Дево, радуися Обрадованная... и конец молитвы совпадает с нашей.

Симеон: Ну, они же присоединились к Риму до никоновской реформы и даже до могилянской. Я слышал от самих униатов, что в Польше у них и двуперстие кое-где осталось. А на Зап. Украине по традиции, которую в 19 веке великороссийское церковное начальство считало "униатской", - например, ограждали свещами воду при крещении и на Богоявление. Тоже остатки старого обряда. Печатание старообрядческих книг в 18 веке в униатских монастырях (Почаев,Вильно и др.) тоже, возможно, - было не просто выполнением заказа, а имело под собою еще и какие-то другие основания.


Симеон: Ну, они же присоединились к Риму до никоновской реформы и даже до могилянской. Я слышал от самих униатов, что в Польше у них и двуперстие кое-где осталось. А на Зап. Украине по традиции, которую в 19 веке великороссийское церковное начальство считало "униатской", - например, ограждали свещами воду при крещении и на Богоявление. Тоже остатки старого обряда. Печатание старообрядческих книг в 18 веке в униатских монастырях (Почаев,Вильно и др.) тоже, возможно, - было не просто выполнением заказа, а имело под собою еще и какие-то другие основания.



полная версия страницы