Форум » » Вопрос от никонианина » Ответить

Вопрос от никонианина

р. Б.: Здравствуйте! Мои предки по материнской линии были староверами феодосеевского согласия, но сам я крещён в РПЦ МП (в 12 лет), хотя мой крёстный - старовер белокриницкого согласия. Человек я верующий, посещающий богослужения и исповедывающийся таинств и в последнее время всё больше стал интересоваться старообрядчеством, крещусь двуперстием (тем более, многие священнослужители РПЦ МП говорят о том, что крещение двуперстием является более верным с канонической точки зрения). Вопрос состоит в том могу ли я посетить литургию в старообрядческом храме и как следует себя вести в храме (например, имею ли право прикладываться к иконе и кресту)?

Ответов - 13

Ирина: Здравствуйте! Вы, конечно, можете посетить службу, в том числе, и литургию, в старообрядческом храме. При этом прикладываться к кресту, иконе нельзя. Вы можете стоять у входа и видеть, как идет служба. Вообще (сужу по собственному опыту) подходят к этому в разных храмах по-разному. Если у беспоповцев совершенно четко Вам не разрешат принимать участие в богослужении, совершать крестное знамение, поклоны и т.д., то у поповцев все гораздо более разнообразно. В свое время в двух храмах мне разрешили лишь стоять у входа, не совершая поклонов и не крестясь, причем, в одном из них настоятель предупредил, что после литургии оглашенных я должна выйти в притвор (а после того, как я простояла литургию верных за дубовой дверью, гордо спросил: Ну как у нас Херувимскую пели? Это демественный распев! - а я не слышала ни звука ) В третьем же храме, побеседовав, разрешили молиться, стоя у входа (естественно, не прикладываясь к иконе и кресту). Лучше всего подойти пораньше или накануне службы и поговорить с настоятелем храма или хотя бы с кем-то из причетников. Вам расскажут об этом подробнее.

д.И: в каком городе или веси Вы живете?

р.Б.: Спаси Господи, Ирина! И ещё один вопрос. Я интересуюсь историей старообрядчества и очень хотелось бы пообщаться с людьми, которые знают историю старообрядчества Самарской области, особенно интересует история Жигулевских кулугуров (сёла Ермаково, Осиновка, Подгоры). Не могли бы Вы подсказать, с кем можно было бы пообщаться на эту тему и как можно связаться?


Ирина: Увы, но историей старообрядчества в Самарской области почти никто не занимается. Потому я в свое время и начала делать этот сайт. Очень обидно было, сидя в архиве, открывать дела, которые никто никогда не смотрел, либо была единственная отметка о просмотре - П.Половинкин. Так что в Самаре Вы можете встретиться с ним. Павел Владимирович Половинкин - председатель Самарской поморской общины, он много лет занимается исследованием истории старообрядчества в Самарской губернии, подготовил рукопись по истории староверов-поморцев, которую все никак не соберется закончить и издать, несколько его статей размещено на нашем сайте. Его интерес связан, в первую очередь, с историей поморцев и федосеевцев, но и о других согласиях он может немало рассказать. А найти его можно в храме на ул. Л.Толстого, 17. Если стоять на пересечении Куйбышева и Льва Толстого, то поморский храм будет слева, сразу за стройкой. А почти напротив, чуть ниже, за аркой дома, наш храм, белокриницкий. Там можно и на литургии побывать. В Тольятти, в одном из институтов, работает молодой преподаватель Светлана Обухович. Она тоже занимается историей старообрядчества, на нашем сайте размещено несколько ее статей: об Иргизе, Черемшане, самарских купцах-старообрядцах. Вот, собственно, и все. Да, и еще, тем более, коли речь зашла о Подгорах и Ермаково, стоит сказать вот что. В разное время в Интернете и местных сборниках были размещены статьи о старообрядцах некоего Кирилла Серебренитского, который гордо именует себя религиоведом. Этот молодой человек, насколько мне известно, не имеет специального образования (кажется, был исключен с истфака университета), но зато бодро ваяет альтернативную историю. Кого он тут только не "исследовал"! Ну и старообрядцы сподобились. "Ученый" не затруднил себя даже тем, чтобы узнать, каковы общепринятые названия и самоназвания старообрядческих согласий, чем согласия отличаются друг от друга и т.д., но зато понаписал много - и столько "открытий чудных" понаделал! Фоменко отдыхает. К счастью, пару лет назад он заявил прессе, что уже "изучил" старообрядцев и вроде бы поехал "изучать" мусульман. Вот таких горе-исследователей читать не стоит. Ничего близкого к действительности в их трудах нет.

Гость: Ирина пишет: В свое время в двух храмах мне разрешили лишь стоять у входа, не совершая поклонов и не крестясь, причем, в одном из них настоятель предупредил, что после литургии оглашенных я должна выйти в притвор (а после того, как я простояла литургию верных за дубовой дверью, гордо спросил: Ну как у нас Херувимскую пели? Это демественный распев! - а я не слышала ни звука ) Очень жаль, что Вы Ирина столкнулись с таким пастырем, который как фарисей исполнял букву закона. И не дай Бог повстречаться ему на пути р.Б. Если же так соблюдать букву, то половине молящихся по своим великим грехам нужно выйти в притвор.

Ирина: Ну, строго говоря, он был прав, я не в обиде была. Ведь я тогда хоть и посещала храм РПЦ, исповедывалась и причащалась, не была крещена. То есть, меня крестили окропительно в детстве. И потому допускать нехристя с точки зрения старообрядцев на Литургию верных и совместно молиться - нельзя. И в этом смысле, наверное, скорее не правы были те, кто разрешил мне молиться, стоя у входа. Но для меня это тогда было таким даром... Короче говоря, может, у меня и не правильное каноническое сознание, но крестилась я позднее именно там, где меня не оттолкнули, а разрешили хоть у двери, но молиться. И теперь уже, крещеная, больше всего люблю молиться именно там, когда получается приехать.

р.Б.: д.И пишет: в каком городе или веси Вы живете? Я живу в Самаре. Ирина, большое Вам спасибо! Вы столько интересного написали! И огромное спасибо за этот сайт! Мне лично он очень помог разобраться хотя бы в исторических направлениях, где искать дальше... Очень жаль, что история забывается и теряется связь с нашим прошлым... Ирина пишет: крестили окропительно в детстве К сожалению, это очень часто встречается. В Самаре только в 2-х приходах РПЦ взрослых крестят с погружением, а в остальных храмах крестят с погружением только младенцев, хотя крестить окроплением это нарушение канона... а потому и подавляющее большенство крещёных в реальности таковыми и не являются...

Ирина: Во славу Божию! Приходите к нам в храм, у нас хоть и не очень благолепно пока - храм долгое время разрушался, семьдесят лет наши христиане молились по домам - но теперь у нас регулярно совершаются службы, а с Успения в прошлом году - литургии. А кропили меня в Одессе. А в Самаре - моего сына и племянницу.

р. Б.: Спасибо за приглашение! Обязательно как-нибудь загляну. А у вас в храме службы с 15 часов в субботу и с 8 часов в воскресенье?

Ирина: Службы с 14-00 в субботу, с 7-30 в воскресенье, так же - накануне праздников и в праздники, и еще в пятницу службы идут, с 9 утра (если это не в праздник и не накануне праздника).

Кул: Везде в интернете сталкиваюсь со сравнением кулугуров со староверами хотя это совсем религиозные учения. По крайне мере в с. Аскулы существовали и староверы и кулугуры отъдельно. И по этому поводу задаюсь вопросом кто же на самом деле истиные кулугуры? но могу с увереностью заявить что кулугуры и старообрядцы у нас в селе деражились друг от друга по дальше. и кулугуров у нас не любили.

Ирина: Здравствуйте! Видите ли, сложно делать выводы на основании наблюдений, сделанных в отдельно взятом селе. Староверие - явление неоднородное. Существовали и существуют разные согласия. Их названия и самоназвания в отдельных местностях иногда различались. Отсюда, кстати, и разные определения слова "кулугур". Иногда кулугурами называли странников, иногда - филипповцев и федосеевцев, иногда - вообще староверов-беспоповцев. Возможно, в Вашем селе кулугурами называли староверов-беспоповцев или староверов конкретного беспоповского согласия, а староверами - старообрядцев-поповцев. В некоторых районах Поволжья кулугурами называли и староверов-поповцев, и староверов беспоповцев. Просто надо понимать, что четкого определения слова "кулугур" Вы не найдете - это принятое в том или ином месте обозначение староверов вообще или староверов конкретных согласий. Такая путаница - не только со словом "кулугур". Например, в миссионерских отчетах 19 в. нередко можно было встретить фразу: в селе таком-то проживают австрийцы и поповцы - хотя т.н. "австрийцы", т.е. старообрядцы, приемлющие священство Белокриницкой иерархии, также являются поповцами. Поморцами называли и филипповцев, и федосеевцев, и брачных поморцев, хотя сейчас мы называем поморцами староверов Древлеправославной Поморской Церкви. Так что если хотите понять, кто есть кто, нужно ориентироваться на общепринятые, а не местные названия староверческих согласий. Информация об этом есть на нашем сайте, раздел "Современность"

Арина: Спаси Христос всех,кто создавал этот сайт!!!



полная версия страницы